Мир 2073 год.
Человечество освоило еще несколько планет и теперь можно выбрать себе дом на любой из них. В компаниях работают 50% сотрудников с встроенным искусственным интеллектом, а чтобы получить новый навык или прочитать новую книгу, нужно просто загрузить в себя чип. Да, все так просто.
Мир 2023 год.
Мы немного помечтали, что же будет через 50 лет, а теперь давайте вернемся в настоящее и подумаем, какие технологии будут развиваться в 2023 году. Будут ли методисты использовать искусственный интеллект (ИИ) и устраивать вечеринки в метавселенной? Дождутся ли ученики персонализированного контента и смогут ли обучаться по своему треку? И главный вопрос: насколько все это будет безопасно?
ИТОГИ 2022
Темпы роста замедляются, инвестиции снижаются, а рынок Латинской Америки (LATAM) вырывается вперед. Smart Ranking проанализировал 50 крупнейших компаний и 20 крупнейших публичных edtech-компаний и выпустил детальное исследование.
3 основных вывода:
- Темпы роста замедляются, но по мнению аналитиков Technavio рынок продолжит расти до 2026. Наибольшую долю рынка будет занимать К-12 (школьное образование) из-за перехода учащихся на электронные книги.
- Инвестиции в EdTech снижаются. Рынок стабилизируется после резкого роста во время пандемии, а рынок Китая рушится, хотя раньше на него приходилось 60% мирового рынка инвестиций.
- Рынок LATAM занимает третье место и обгоняет европейские и индийские компании.
Глобальные тренды в России
Выручка растет, расходы на маркетинг растут, а международная экспансия пока что на паузе. Такая противоречивая ситуация на российском рынке.
3 основных вывода:
- Выручка российских компаний EdTech в 3-м квартале 2022 года по сравнению с тем же периодом прошлого года выросла, но инвестиции в российские EdTech-компании в 2022 году упали в четыре раза.
- Расходы на маркетинг увеличились, так как с рынка исчезли привычные основные каналы продвижения. Поэтому в 2022 году многие компании изучали новые каналы. Например, многие переходили на другие платформы (например, Вконтакте, Яндекс-дзен и другие), а некоторые начали экспериментировать с продающими вебинарами на более широкую аудиторию (вы же помните вебинар про IT с Иваном Ургантом?).
- Выход на IPO перестал быть в фокусе, международная экспансия приостановилась у многих Edtech компаний. И эксперты говорят, что в ближайшее время не стоит ожидать улучшений.
Тренды развития Edtech-технологий
Расскажем про три самых главных технологических тренда в образовании в 2023.
Тренд №1. Персонализация образовательного опыта через data-driven подход и ИИ.
Кажется, только пещерный человек в этом году не слышал новость в духе «Компания Икс выпустила или тестирует нейросеть Игрик». Согласно прогнозам от Markets and Markets, к 2023 году искусственный интеллект (ИИ) на рынке образования достигнет 3,68 миллиарда долларов. И это означает лишь одно – будьте готовы тестировать новые инструменты и пробовать улучшать свою работу с их помощью.
Комбинация «человек + ИИ» изменит правила игры в ближайшем будущем и усилит уровень качества образования. И это неудивительно, ведь возможности машинного обучения и искусственного интеллекта позволяют быстро собирать и анализировать огромные массивы данных и на основе этого анализа выстраивать персонализированный процесс обучения.
Как можно использовать?
Во-первых, автоматизировать все, что возможно, и сэкономить время преподавателей/экспертов. Например:
- Автоматизировать оценивание заданий.
- Выдавать персональную мгновенную обратную связь (например, тест с множественном выбором - при разных ответах ученику выдается разная ОС).
- Автоматизировать административные задачи и часть рутинных повторяющихся задач (заполнение ответов и т.д.).
- Автоматизировать ответы на часто встречающиеся вопросы в режиме 24/7.
- Использовать нейросети для составления программ, написания сценариев, придумывания героев.
- Постепенно усложнять материал по мере роста уровня студента.
- Выстраивать рекомендательные системы как у Netflix - ученик заходит в LMS и видит то, что ему нужно.
- Выдавать материал по зонам ростам (серым зонам). Например, вы делаете ошибки в Present Simple и платформа сама вам предлагает тренировать именно эту область.
- Предлагать студентам те стили обучения, которые им подходят или нравятся.
- Скорость развития. Инструменты ИИ развиваются быстрее, чем преподаватели могут адаптироваться к ним.
- Предвзятость и дискриминация. Например, если ИИ относит ученика к низкому уровню, то предлагает решать ему только простые задачи. Хотя ученик возможно готов на большее. Также у преподавателей могут сформироваться предубеждения к таким ученикам.
- Конфиденциальность. За последний год было много случаев утечки персональных данных, как обеспечить конфиденциальность — вопрос сложный и открытый.
Duolingo
В компании ИИ используют для разработки упражнений, проверки заданий, озвучивания аудио, персонализации контента и не только.
Grammarly
Grammarly – приложение на базе искусственного интеллекта. Помогает писать на английском эффективнее, выдает различные рекомендации.
Skyeng
На конференции EdCrunch R&D менеджер Skyeng рассказывал про технологии, которые они внедряют. Например, ASR-система - технология распознания речи, которую можно использовать в оценке уровня английского или найме преподавателей. И не только.
Querium
Querium предлагает персонализированные уроки репетиторства по естествознанию, искусству и другим предметам.
Кейс LXD hero
Мы в LXD hero постоянно изучаем нейросети и пробуем применять их в своих продуктах. Например, в декабре 2022 года мы создали e-mail рассылку для нашей базы клиентов, где показали, как одни и те же задачи может решать методист и нейросеть.
Тренд №2. Игровые механики в обучении
Игровое обучение (game-based learning) уже давно не новый тренд, но он продолжает набирать обороты, потому что акцент на вовлечение остается актуальным.
Благодаря игровому подходу утомительные задачи становятся приятными, а сложные — простыми. Игровое обучение вовлекает ученика в процесс, облегчает восприятие информации, усиливает получаемые результаты и успеваемость, а также способствует социально-эмоциональному обучению.
Как можно использовать?
- Использовать игры для учебных целей, добавлять учебный контекст и при этом сохранять вовлеченность и динамику.
- Внедрять разные элементы игрового подхода и сочетать их с традиционными форматами.
- Добавлять игровые механики при проектировании мотивационного дизайна.
- Внедрять игровые механики в методы оценивания, чтобы оценка не ассоциировалась с чем-то страшным.
- Использовать данные по поведению учеников в играх для улучшения образовательного опыта.
- Использовать готовые геймифицированные инструменты (Kahoot, Quizzes, etc.).
- Использовать сторителлинг при проектировании образовательных продуктов. Чтобы делать это быстро, качественно и с удовольствием, приходите на курс-практикум «Мастерская историй» от LXD hero.
- Погоня за баллами и рейтингами. Многие компании и методисты используют только «верхушку айсберга» в игровом подходе, а также смешивают два понятия: gamification и game-based learning.
- Внедрение без анализа аудитории. Взрослые могут раздражаться, если вы будете относиться к ним как к детям, поэтому учитываем особенности участников обучения, их мотивы, барьеры.
- Конфиденциальность данных. Да, опять, чем больше игр, тем больше игроков и, соответственно, больше данных о них собирается.
ПРИМЕРЫ КОМПАНИЙ, КОТОРЫЕ ИСПОЛЬЗУЮТ ИГРОВЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ
Classcraft
Classcraft превращает школьные уроки в ролевую игру. Учитель в этом приложении выполняет роль dungeon master'a и способен сам распределять очки опыта и некоторые другие бонусы между учениками.
Walden
Игра для учителей, состоит из 15-20-минутных уроков, которые можно использовать бесплатно.
Minecraft: Education Edition
Образовательная версия популярной игры Minecraft.
Тренд №3. Иммерсивное обучение и Метавселенные
Метавселенные уже проникли во многие сферы: маркетинг, технологии, медицина, еда, развлечения. Образование, конечно же, не стало исключением. После того, как Meta объявила свое новое название и начала говорить про Метавселенные, все начали пристально следить за их развитием.
Метавселенные – один из инструментов, который позволяет полностью погружать ученика в учебный процесс и образовательную среду, устраняя отвлекающие факторы, то есть спроектировать иммерсивное обучение, где ученик полностью вовлечен в процесс, изучает окружение, самостоятельно выбирает задачи и решает их, потому что хочет этого, а не потому что нужно.
Как можно использовать?
- Создавать образовательные пространства в метавселенных (школы, колледжи, университеты), открывать филиалы, классы - дополнительные или альтернативные физическому пространству.
- Проектировать групповые встречи в метавселенной. Например, там можно провести выпускной на программе или встречу-знакомство, или нетворкинг сессию, а может быть и целую конференцию.
- Создать выставку с кейсами, работами учеников или их отзывами, или создать квест. Ограничивает только ваша фантазия.
- Интернет. Низкая скорость интернета у пользователей.
- Нет опыта. Человеку, который никогда не играл в компьютерные игры, может быть сложно в начале, поэтому важно заранее познакомить со средой и спроектировать мягкое погружение.
ПРИМЕРЫ МЕТАВСЕЛЕННЫХ В ОБРАЗОВАНИИ
Кейс LXD hero
Команда LXD hero сейчас распределена по всему миру, поэтому мы создали нашу штаб-квартиру в Метавселенной с видом на горы. Первая комната – галерея с вдохновляющими отзывами участников нашей программы менторинга. Заходите в гости.
BuildAbility
Мир, созданный в рамках Minecraft: Education Edition, чтобы помочь определить и поработать с барьерами в школе и комьюнити.
The Winkyverse
Метавселенная с игровым обучением. Ребята обещают, что если вы купите землю, то можно будет играть и развивать огромный спектр навыков.
Athenaverse
Sophia Technologies Ltd обещают к 2024 году создать метавселенную, а точнее город образования в метавселенной, целую экосистему.
Бонусный тренд. Блокчейн технологии
В каждом тренде выше повторялся один и тот же риск – это конфиденциальность данных. Технология блокчейн — одно из решений этой проблемы.
Технология блокчейн — механизм записи информации, который делает невозможным или трудным изменение, взлом или манипулирование системой.
Согласно отчету Grand View Research, мировой рынок технологий блокчейна в 2021 году составил 5,92 миллиарда долларов, и прогнозируется, что среднегодовой темп роста составит 85,9% с 2022 по 2030 год.
Как можно использовать?
- Хранить данные о студентах с максимальной безопасностью.
- Студенты самостоятельно могут хранить свои дипломы, например, и различные достижения, и делиться ими, когда они захотят – а еще можно легко проверить подлинность диплома.
- Хранить результаты работ, курсовые, программы обучения безопасно – их нельзя будет подделать или украсть.
Для того, чтобы выстоять в кризисное время, мы уверены, что очень важно опираться на тренды, быть инноваторами, учитывать тренды при создании образовательных продуктов, улучшать образовательный опыт учеников, экспериментировать и повышать качество образования.
Кто, если не мы?
Дарья Туча
кофаундер LXD hero, автор канала Туча Edtech, ex-проджект Kodland, ex-тимлид методистов Skyeng